Учись у времени, в котором ты живешь...

Назарова Алла Васильевна
 учитель математики и информатики
МБОУ СОШ №29 г. Георгиевска


Эссе «Я – учитель»

 

Учись у времени, в котором ты живешь…

 

Учитель - это не профессия, учитель  - это образ жизни. И такой образ жизни у меня уже 17 лет. Самое ценное и самое дорогое в моей работе - это благодарные глаза учеников, их желание познавать окружающий мир, изучая математику и информатику.

Мои школьные годы пришлись на советское и перестроечное время, когда структура урока была предсказуема практически у всех учителей. Но все-таки в моей школе были педагоги (учитель математики и учитель истории), которые  работу учеников на уроке строили нетрадиционно. И именно эти уроки мы ждали с нетерпением. Игры, групповая работа, круглые столы, составление опорных схем, уроки-путешествия, зачеты, лекции – все это доказывало, что процесс обучения  может быть очень интересным. А знания, полученные таким образом, усваивались надолго. Будучи старшеклассницей, я с большим удовольствием готовила и проводила уроки математики для младших классов в дни ученического самоуправления. Всегда хотелось придумать необычные задания, чтобы дети увидели, насколько математика – увлекательная наука.

 Оканчивая школу, я точно знала, что буду учителем. В вузе, изучая труды известных педагогов, я узнавала отдельные элементы технологий, которые использовали в своей деятельности мои школьные учителя.

Все дети любят играть. Игра эмоциональна по своей природе и опыту, способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения  для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Неизгладимое впечатление произвело на меня изучение педагогической системы обучения советского учителя-новатора В. Ф. Шаталова. Основное в его технологии обучения: организация сложной познавательной деятельности учащихся в условиях группового обучения (класс). Всеми возможными способами он заинтересовывает учащихся, развивает их активность, вносит элемент соревновательности. Работает так, чтобы у всех все получалось, все добивались успеха. А успех порождает уверенность в себе и, соответственно, следующий успех. Ученику становится интересно, когда у него начинает получаться. Один из постулатов педагогической системы В.Ф. Шаталова, который я применяю в своей работе: дать каждому учащемуся возможность улучшить свой балл. Этот принцип называется «открытые перспективы». Причем не тогда, когда вызовет преподаватель, а когда сам учащийся почувствует, что он знает материал уже лучше и может повысить свою отметку.

В начале своей профессиональной деятельности я считала, что главное в работе учителя – дать детям знания, но с опытом пришло понимание того, что я не могу взять за руки своих учеников и повести их к "светлому будущему". Каждый идет к успеху собственным путем. Что я могу? Постараться помочь школьнику найти этот путь, помочь осознать не только свои недостатки (это полдела!), но обратить внимание на собственные возможности, достоинства, и, опираясь на них, постараться добиться успеха не только в учебе, но и в жизни.

Обучать в современных условиях крайне сложно. Можно указать, по крайней мере, на три важные причины, требующие от учителя адекватного подхода к обучению в информационном обществе.

  1. Изменилось время, общество и визуальная среда, в которой растет ребенок. Ему требуется не только аудиальный и статичный способ восприятия, но и визуальный, динамичный, интерактивный. Ученик думает быстрее, чем предполагает традиционное (классическое) преподавание.
  2. Вторая причина вытекает из первой:

если скорость реакций ученика при восприятии растет и в традиционном уроке не всегда подчинена управлению учителем, значит, необходимо предусмотреть возможность «ведения» ученика самими мультимедийными средствами, существенно влияющими на усиление информационного взаимодействия.

  1. Третья причина связана с осознанием того, что в информационном пространстве, прежде всего, растет объем информации. Ученик не может справиться с нарастающим линейным потоком данных.

Компьютерные технологии позволяют реализовать идеи индивидуального подхода в обучении. И важнейшей задачей учителя является «сжатие» учебного материала, представление его в компактном и удобном для использования виде.

Появление компьютерных технологий дало возможность создать качественно новую образовательную среду как основу для развития и модернизации системы образования.

В своей деятельности я широко использую облачные технологии и дистанционное обучение, что позволяет каждому ученику двигаться по своей учебной траектории и  в своем темпе. Эти технологии обеспечивают построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей  и здоровья обучающихся (требования стандарта нового поколения).

Использование информационных технологий универсальных (базовых),  мультимедиа-технологий, сетевых технологий на уроках и во внеурочное время позволяет решать многие учебные и воспитательные задачи, однако их применение, на мой взгляд, должно быть дозировано. Важно найти «золотую середину» в использовании традиционных и современных технологий.

Для детей очень важен личный пример учителя. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

 

скачать